baytasov 

«Четвертому оператору кабельного телевидения будет, безусловно, тяжело войти на рынок РК», — Председатель Совета директоров медиагруппы «ТАН» Арманжан Байтасов.

Планируется, что к 2015 году Казахстан полностью перейдет на цифровое телевещание. О развитии и перспективах казахстанского рынка в данном секторе, а также об основных тенденциях в сфере кабельного и эфирного ТВ рассказал «Къ» председатель Совета директоров медиагруппы «ТАН» Арманжан Байтасов.

— Как давно цифровое телевидение присутствует в Казахстане и насколько востребовано потребителями?

— Начиная с 2000 года, кабельные операторы начали предлагать услугу цифрового телевидения, то есть уже достаточно продолжительное время. Оно, конечно, еще не получило значительного распространения, но тут все упирается в цену на пакет, который стоит гораздо дороже чем аналоговый − все зависит от покупательской способности населения.

Но на примере компании Icon видно, что все больше людей готовы платить за большее разнообразие в кабельных сетях, и скорее всего, в течение ближайших 2-3-х лет произойдут переключения из аналоговых на цифровые пакеты.

— Насколько серьезна разница в стоимости аналогового и цифрового пакетов?

— Цена на цифровое ТВ более чем в два раза выше, чем на аналоговое, так как его технические возможности намного шире. Эта стоимость будет только возрастать, потому что будут добавляться пакеты с HD-каналами, повышенной четкости телевещания.

Что касается компании Icon, то она изначально была ориентирована на цифровое телевидение. Деятельность компании нацелена на то, чтобы больше людей переходили на цифровые пакеты – это и для клиентов хорошо и у компании доходность увеличивается.

— Какой из продуктов, предлагаемых Icon наиболее популярен?

— Безусловно, аналоговое телевидение наиболее востребовано, поскольку является самым недорогим, а для многих людей при выборе главным приоритетом является цена.

— А каково соотношение аналогового и цифрового ТВ в вашей компании?

— В общей доле 85% составляют пакеты аналогового и 15% цифрового телевидения соответственно.

— Насколько перспективен казахстанский рынок в секторе цифрового ТВ и почему?

— Перспективы, безусловно, очень серьезные. На цифровое телевидение нужно смотреть не только с точки зрения того, что сейчас уже делается: активно развиваются и распространяются кабельные сети, предоставляющие услугу цифрового телевидения. Но также не нужно забывать и о том, что скоро эфирное телевидение тоже перейдет на цифровой стандарт, а это повлечет достаточно серьезные изменения, и в результате в эфире чисто технически могут появиться дополнительные телевизионные каналы.

— А что это изменит на рынке?

— Это, конечно же, приведет к усилению конкуренции между каналами. И во главу угла здесь уже будет становиться контент – что преподносить и показывать телезрителям. Эра цифрового телевидения, в первую очередь, несет в Казахстан то, что телекомпаниям придется задумываться о качестве своих продуктов, поскольку технические возможности расширяются и зрителю нужно предоставлять действительно что-то интересное.
Кроме того, нетрудно предположить, что в цифровое телевидение могут войти популярные ресурсы, которые уже существуют, к примеру, российские или другие иностранные телеканалы. И казахстанским телеканалам в этой ситуации будет достаточно тяжело удерживать свою аудиторию.

Но при этом теперь появляются перспективы у тех организаций, которые не могли получить лицензии на создание своих эфирных телекомпаний. Думаю, что государство пойдет им навстречу, поскольку они создают действительно что-то новое. В связи с этим могут появиться новые телекомпании, которые и будут создавать новый казахстанский телевизионный продукт.

— С какими основными трудностями приходится сталкиваться в процессе деятельности кабельным операторам?

— У всех кабельных компаний основные трудности примерно одинаковые – это прокладка кабеля, то есть дойти до потребителя. Дело в том, что это действительно капиталоемкий и энергоемкий процесс, который занимает довольно большое количество времени. Ведь нужно провести все согласования, проложить кабель, защитить его от разрывов, чтобы клиент получил качественную услугу. И именно благодаря качеству и ассортименту кабельное телевидение берет верх над эфирным − пока с ним ничего не может сравниться.

— Как распределяется казахстанский рынок телевещания между кабельными сетями и эфирными телеканалами?

— Так как я управляю и эфирным телеканалом, и кабельной сетью, то могу точно сказать, что все больше людей подключаются к кабельному телевидению, и время эфирных каналов, наверное, уже подходит к концу − это произойдет в ближайшие 5-10 лет.

— А какие факторы влияют на приток и отток клиентов в кабельные сети и эфирные каналы?

— На подключение к кабельным сетям в большей степени влияет ценовое предложение и на втором месте – насколько интересный пакет телеканалов предлагает тот или иной кабельный оператор.

Что касается эфирных телекомпаний, то тут совсем просто. Если есть интересный продукт, то будет и аудитория, за которую нужно бороться. Отмечу, сейчас наступает время тех людей, которые делают интересный, качественный контент.

— Вам не кажется, что в последнее время казахстанские эфирные каналы в этом смысле серьезно ослабли? Почему это произошло, по Вашему мнению?

— Безусловно, это связано с кризисом. Казахстанское телевидение итак не избаловано большими бюджетами, а аудитория смотрит еще и российские телеканалы, которые вкладывают серьезные инвестиции в создание контента. В РК телекомпании не готовы платить такие же солидные суммы за создание каких-либо программ и сериалов. Но как только появятся серьезные бюджеты – вслед возникнут и серьезные продукты, что естественно, сразу же, отразится на рейтингах казахстанских телеканалов.

— Когда это произойдет, по Вашему мнению, и какие каналы сейчас привлекательны для таких вложений?

— Лично мне очень нравится то, что предлагает телеканал КТК. Интересными стали и работы телеканала Казахстан. У нас есть что смотреть, и, безусловно, в стране работают талантливые люди, которые делают хорошие программы.

Скорее всего, в следующем году будет наблюдаться основательное увеличение рекламных бюджетов, и если не в 2011, то в 2012 году нас ожидают серьезные телевизионные премьеры. Уже довольно много стало производиться казахстанских сериалов, которые действительно пользуются популярностью. Должен отметить, что граждане нашей страны хотят смотреть свое кино, свои сериалы, свои программы. Поэтому есть оптимистический настрой на то, что имеет смысл производить эти продукты.

— Сколько у Icon сейчас основных конкурентов и как в данный момент распределены доли рынка?

— Наши конкуренты на рынке Алматы − это «Алма ТВ» и Digital TV. Если говорить о долях только алматинского рынка, то самый большой оператор, конечно же, «Алма ТВ» – у него более 50%. Оставшуюся долю занимают приблизительно поровну Digital TV и Icon, то есть делят приблизительно по 25%.

— Арманжан Мерекеевич скажите, насколько сильна конкуренция в вашем секторе рынка РК?

У компании Icon уже есть своя ниша, она уверенно стоит на ногах и располагает достаточно большой аудиторией. Конкурировать, конечно, тяжело, поскольку компания вышла третьей по счету на казахстанский рынок и столкнулась с большими трудностями. Ведь если начинаешь работать позже других, сложнее конкурировать с теми, кто работает уже давно. Именно поэтому Icon всегда придумывает что-то новое: появляются новые продукты, новые каналы в кабельной сети. И эти вещи на самом деле работают на развитие компании.

— По Вашему мнению, изменится ли количество кабельных операторов в Казахстане в ближайшие 2-3 года?

— Четвертому оператору будет, безусловно, тяжело войти на рынок страны. Но почему нет. Если кто-то сможет предложить что-либо более интересное, чем то, что уже есть − он будет востребован.

— Во сколько обходится организация бизнеса в секторе кабельного ТВ на таком уровне, чтобы составить достойную конкуренцию уже существующим субъектам?

— Это зависит от масштабов города и от того, сколько кабеля необходимо проложить. Но в среднем, создать компанию, рассчитанную на небольшой город – это от $3млн до $7 млн

— Какова сейчас тенденция на рынке по изменениям охвата у всех участников рынка? По каким причинам это происходит?

— Конкуренты Icon давно занимаются своим расширением на рынке Казахстана. Icon по причине своей «молодости» немного отстает, но это нас не пугает, и в планах компании присутствует дальнейшее увеличение доли рынка. Кроме того, своя ниша уже есть, так же как и уверенность в том, как быть привлекательными для клиентов.

— Каково положение в целом у всех участников рынка вашего сектора в Казахстане и конкретно у вашей компании? Произошли ли какие либо изменения в текущем году по сравнению с прошлым?

— Мне кажется, что все кабельные операторы РК неплохо себя чувствуют на рынке. Стоит отметить, что, невзирая на кризис, компания Icon не остановилась в развитии и показывала хоть и не слишком большой, но стабильный рост. Абонентская база, которая на сегодняшний день в Icon составляет около 40 тыс. подписчиков, в 2009 году выросла на 5-7%, а в текущем году рост составил порядка 15%. Соответственно выросла и прибыль. В этой связи в будущем году будут рассматриваться проекты по завоеванию новых регионов страны, где компания Icon могла бы предоставить свои услуги.

— А какие регионы уже намечены для расширения?

— Конечно же, Астана, кроме того, с очень большой перспективой рассматриваются города Усть-Каменогорск и Шымкент.

Медиагруппа «ТАН»

В состав входят: ТК «ТАН», ТК «MuzZone», «НБТ» (г.Бишкек), телекоммуникационная компания «Icon», газета «Бизнес&Власть», журнал «РБК».

Виктория КАЗАКОВА 

Источник: www.kursiv.kz

Перевод
Facebook
Instagram